середа, 6 січня 2016 р.

"Провінційний читач". Допис №5

 Нынѣ, когда на дворѣ Святъ-вечеръ, а сугробы на улицѣ подбираются къ самому окошку, полѣзно вспомнить наставлѣнія любителя добродѣтельности. Сколько семействъ обратятъ свой слухъ въ сей вечеръ къ лукавымъ мелодіямъ «Щелкунчика», и будутъ наблюдать кружащіеся вихри постыдной французской пляски?... А колико осмѣлятся слѣдовать совѣтамъ Россіянина и соберутъ вечеринку по стариннымъ Руским обычаям? Темъ важнѣе поделиться такимъ благонамѣреннымъ разсужденіемъ с нынѣшними читателями!



Подарокъ матерямъ семействъ на Новый годъ, или нравоучительныя письма
(Окончаніе)  

Письмо ЧЕТВЕРТОЕ
о новыхъ пляскахъ и о старинныхъ Рускихъ забавахъ.
 
Тщеславіе сзываетъ на балъ
Хотите ли видѣть въ Рускомъ городѣ многочисленное не Руское общество? Поѣзжайте на балъ. Для чего же туда съѣзжаются? Говорятъ, будто бы для веселья. Забывъ свое родное, прилѣпясь къ чужому, мы и слѣдъ потеряли къ радостямъ душевнымъ, къ веселіямъ сердечнымъ! Тщеславіе сзываетъ на балъ, мода располагаетъ прыжками ногъ и круженьемъ головъ; у выхода часто встрѣчаетъ болѣзнь; дома находимъ разкаяніе; и опять отъ скуки – летимъ въ область модъ и тщеславія.
Изъ всѣхъ новыхъ плясовъ вальсъ есть опаснѣйшій врагъ стыдливости, скромности и здоровья… Загремѣла музыка, взвились, понеслись кружащіеся вихри. Мущина обхватываетъ невинную, стыдливую дѣвушку; дыханія ихъ соединяются; отъ быстраго круженія бьется сердце, кровь волнуется. Вскорѣ несчастная жертва почти въ беспамятствѣ бросается на стулъ. Не изъ пытки ли она выходитъ? Нѣтъ! она вырвалась изъ вальснаго вихря. Возвратясь домой, тщетно ищетъ успокоенія на мягкомъ пуховикѣ. Разгоряченное воображеніе, взволнованная кровь гонятъ сонъ от очей, а отъ сердца – спокойствіе. Скоро, скоро весна жизни превратится въ дни мрачные, въ дни ненастные! Съ вихремъ вальсовъ и другихъ мятежныхъ плясокъ улетаютъ пріятности, улетаетъ красота, подруга скромности, стыдливости, спокойствія, любимица Природы и простоты…
Разгоряченное воображеніе, взволнованная кровь гонятъ сонъ от очей
Отцы и матери! Дочери ваши кружатся; а вы, вы переселились душами в карты, и не мыслите, чему онѣ подвергнутся. При пагубномъ новомъ воспитаніи съ шести и семи лѣтъ начинаютъ выправлять станъ и тѣлодвиженія Россіянокъ, какъ будто бы Природа ошибалась, надѣляя Россіянокъ животворнымъ здоровьемъ, скромнымъ видомъ, стыдливою поступью и лицемъ, на которомъ розы спорили съ лилеями? Съ четырнадцати и пятнадцати лѣтъ, а иногда и ранѣе, начинаютъ кружиться въ вальсахъ и прыгать в экоссисахъ. Въ самое важное и единственное время жизни, когда Природѣ нужно укрѣпить и привесть в зрѣлость жизненныя силы, мода, гибельная мода, нарушаетъ ходъ Природы, изнуряетъ здоровье и повергаетъ жизнь въ томительное изнеможеніе. Тускнѣетъ огонь въ глазахъ, увядаютъ розы, блѣдность водворяется въ чертахъ лица, изморщеннаго прежде времени отъ мятежныхъ плясокъ, безсонницъ, отъ воспаленнаго воображенія. И такихъ-то жертвъ моды хотятъ сделать супругами и матерями? Вступя въ бракъ, чрезъ два и три года онѣ уже въ тягость самимъ себѣ… Имя матери едва ли услаждаетъ ихъ сердца; оно предвѣщаетъ имъ начало новыхъ обременительныхъ болѣзней, неизвѣстныхъ въ Россіи до тѣхъ поръ, пока моды и тщеславіе не изгнали Природы и разсудка.
Отъ сихъ горестныхъ мыслей обратимся къ стариннымъ воспоминаніямъ.
Жизнь скоротечна; мы гости, а не жильцы въ семъ мірѣ. Но и въ краткую нашу жизнь сколько горестей встрѣчаемъ!... Невинныя удовольствія, безпорочныя забавы развеселяютъ сердца такъ, какъ ясные солнечные лучи развеселяютъ Природу послѣ бурь и мрачнаго ненастья. Что же бы сказали о людяхъ, которые въ пріятные лѣтніе дни, заключа себя добровольно въ каменныхъ стѣнахъ, завѣсивъ окна отъ дневнаго сіянія, вздумалибъ жить при освѣщеніи искуственныхъ огней: что бы сказали о сихъ людяхъ? Но такіе люди у насъ появились со времени модъ и тщеславія. Прелести Природы, безпримѣсныя удовольствия замѣняютъ они забавами искуственными; чѣмъ болѣе умножаютъ они сіи забавы, тѣмъ болѣе чувствуютъ пустоту въ сердцѣ и душѣ.
Предки наши были знакомы съ невинными и безпорочными удовольствіями.
Умствовать о сердечныхъ удовольствіяхъ все то же, что и истреблять ихъ. Что чувствуемъ, тѣмъ наслаждаемся. Для васъ, матери-Россіянки! изображу Рускую старинную вечеринку.
Купеческая семья XVII вѣка кисти Рябушкина
Посмотрите! скромныя дочери попечительнаго отца и доброй матери сидятъ въ кружокъ и работаютъ. Встарину не мыкались изъ дому за нарядами. дна шьетъ платье для матери, другая для себя; третія готовитъ одежду для бѣдной вдовы и несчастному сиротѣ. Съ каждымъ движеніемъ руки и сердце согласуется. Сладостно, восхитительно мыслить, что труды наши посвящены любви и благотворенію!... Между тѣмъ Руской отецъ, сидя посреди двухъ своихъ сыновъ, читаетъ священныя книги; объясняетъ должности общественныя, или разсказываетъ о родинѣ, о землѣ Руской, о краѣ прародительскомъ, который надѣленъ Богомъ всѣми дарами и всѣми благами. Мать и хозяйка занимается домашнимъ распорядкомъ. Съѣзжаются родственники и друзья; начинается бесѣда душевная, бесѣда сердечная. Воспоминаніе прошедшаго умножаетъ бытіе: такое воспоминаніе есть удѣлъ добрыхъ душъ и сердецъ. По лѣтамъ мы отжили, по сердцу живемъ; живемъ, - естьли разкаяніе не помрачаетъ ясныхъ прошедшихъ дней. Старики вспомнили радостную свою молодость! Отецъ семейства обращается къ дочерямъ своимъ: «Вы» говоритъ онъ: «провели день Божій въ добрѣ; повеселимся. Оставьте работу, утѣште насъ стариковъ». Сладостнымъ, пріятнымъ голосомъ скромныя дочери заводятъ Рускую пѣсню; начинается пляска, и какая же? Та же самая пляска, которою Руская Царица ЕКАТЕРИНА утѣшалась въ часы отдохновенія отъ Царственныхъ трудовъ для земли Руской.
Отцы и матери молодѣютъ весельемъ и молодостью своихъ любезныхъ, милыхъ дочерей. Юная кровь не волнуется, воображеніе не разгорячается; послѣ безмятежныхъ и невинныхъ забавъ наступаетъ сонъ тихій и спокойный. Тутъ кстати можно припомнить, что Рускіе наши Цари, выбирая невѣстъ, вмѣстѣ съ матерями своими обозрѣвали ихъ во время сна.
Рускія посидѣлки были и семейственнымъ и общимъ весельемъ. На посидѣлки приглашали родныхъ, друзей и пріятелей. Красныя дѣвушки должны быть супругами и матерями. Скромно намѣкаютъ о женихахъ; начинаютъ пѣсню о выборѣ жениха. Величаютъ Князя или жениха, который какъ ясное солнышко все освѣщаетъ собою. Чѣмъ же прельщаются въ женихѣ? Золотою ли казною, дорогими ли соболями? Нѣтъ, вмѣстѣ со звуками пѣсни невинныя сердца повторяютъ: «Не златой казнѣ, / Но твоей красѣ, / Очи и сердца давно всѣ продали». Старинная продажа сердецъ ни мало непохожа на нынѣшний торгъ, не сердецъ, но приличій и выгодъ.
Не стану утверждать, будто бы и встарину не было придачи человѣка къ именію и деньгамъ. Но можно сказать рѣшительно, что такая придача была гораздо рѣже.
Наступали Святки, наступали новыя игры, новыя Рускія, непокупныя веселья. Стужа на дворѣ, морозъ стучитъ въ окна; краснымъ дѣвушкамъ это не страшно: онѣ не поѣдутъ изъ теплыхъ теремовъ мыкаться за мнимыми забавами, за неизбѣжными болѣзнями. Ихъ радость не за горами, она съ ними – въ ихъ сердцахъ. А радость или въ сердцѣ, или нигдѣ. Душевная радость все украшаетъ, подобно сказачной волшебницѣ тѣсный теремъ превращаетъ она въ свѣтлые палаты. И какъ не радоваться сердцу въ кругу родныхъ и друзей? Всѣ свои, всѣ родные по сердцу и душѣ; всѣ собрались веселиться не покупнымъ, а душевнымъ весельемъ.
Скажутъ, что Рускія пляски и игры были общими увеселеніями всѣхъ людей Рускихъ. Какъ же жителямъ большаго свѣта поравняться въ пляскахъ и играхъ съ простолюдинами? Отвѣчаю мимоходомъ, что всѣ пляски иностранныя, въ чужихъ странахъ также общія для всѣхъ.
Екатерина ΙΙ въ рускомъ платьѣ
Матери Россіянки! я по возможности моей доказалъ, что наши отечественныя невинныя игры и забавы не только по тому лучше, что онѣ наши, но по тому, что онѣ хранятъ здоровье и чистоту нравовъ. Вѣнценосная Матерь Россіи, Руская Царица ЕКАТЕРИНА Вторая... желала возобновить всѣ сердечныя радости, свойственныя землѣ Руской. Въ Царскихъ палатахъ, гдѣ каждый Ея часъ посвященъ былъ счастію Россіи, Она учреждала всѣ старинныя игры, всѣ отечественныя забавы… Матери-Россіянки! исполните Ея желанія, - воспитывайте дочерей своихъ для счастія земли Руской!
Любитель семейственнаго воспитанія.
10 декабря 1814.

            Москва.

---------------------------------------

Основні матеріали Провінційного читача походять з фондів Відділу рідкісних книг і рукописів НБ КНУТШ. Ілюстрації та деякі інші додатки можуть походити з інших джерел.

Попередні випуски "Провінційного читача": №1№2№3, №4. + "О духе законов российских"

Немає коментарів:

Дописати коментар