вівторок, 17 листопада 2015 р.

"Провінційний читач". Допис №1

Під цією назвою публікуватимуться витяги зі "свіжих" часописів та книжкових видань, які міг би читати власник приватної книгозбірні десь у Києві 200 років тому, тобто починаючи з листопада 1815 року.
Основні матеріали походять з фондів Відділу рідкісних книг і рукописів НБ КНУТШ. Ілюстрації та деякі інші додатки можуть походити з інших джерел.

----------------

зображення з електронної бібліотеки Gallica
"За окном - мороз, мелкий колючий снег стремительно укрывает землю белым саваном. Недолго уж осталось ждать приятной череды зимних праздников - сначала Никола Зимний, а вслед за ним и Рождество. Вокруг - покой; хочется согреть у домашнего очага не только тело, но и душу, предаться неспешным благонамеренным беседам, добродетельность коих согревает сердце не хуже домашней печи. Изразец источает тепло, а в руках - последний томик "Русского вестника" в новом твердом переплете. Сколь уместным именно в такой морозный долгий вечер будет вспомнить нравоучительные письма! Их, чувствуя приближение холодов и необходимость с пользой коротать зимние вечера, писал в журнал "неизвестный" московской литератор".

 

Подарок матерям семейства на Новый год, или нравоучительные письма 

Письмо Первое 

о старинной одежде и о вреде новых нарядов



<...>
Скажу утвердительно: многия Россиянки не оставляют предубеждений Французскаго воспитания от одного ложного стыда
<...>
Предки наши не жаловались на суровость воздуха; покрой их одежды и образ жизни, приличный Руским в России: вот что защищало их от бурь, непогод и предохранило от множества болезней, которыя появились с роскошью, модами и разсеяностию.
<…>
Естьлиб предки наши могли предвидеть заразу мод, естьлиб могли предусмотреть гибельныя оной последствия, то и они тоже бы сказали, что говорят и пишут справедливые порицатели нынешних смертоносных мод и убийственных нравов.
<…>
«Кто ослепил, кто очаровал пагубными модами умы и души Россиянок?
<…>
Россиянки, едва приодевшись, рыщут по балам, кружатся целые ночи; с восходом солнца, когда их соотечественницы вставали, оне от истомления тела и души бросаются в постели, мучатся безсонницей, или, за нарушение всех уставов Природы, подвергаются болезни и не редко преждевременной смерти!…
<…>
Как же им быть супругами и матерями? Захотят ли исполнять священную материнскую обязанность; но истощенныя силы не позволят: из грудей матери младенец будет сосать отраву… При дыхании холода и морозов, под шумом  осенних непогод и зимних бурь, Росссиянки цвели крепостью здоровья, были матерями-кормилицами, и живя по уставам Природы и предков, едва знали, что такое немощь и болезнь…
Для матерей-Россиянок осмеливаюсь предложить некоторыя полезныя мысли; для них лучший подарок то, что служит в пользу их дочерей. Счастлив буду, естьли в письмах моих найдут оне полезное: есть еще Россиянки, для которых то приятно, что полезно.
В старину Россиянки, воспитываясь под кровом домашним, в недрах милого семейства, и слухом не слыхали о модах Парижских.
<…>
Повторяю еще: старинная одежда Россиянок, согласная с природой, от самаго младенчества во всех возрастах жизни сохраняла здоровье и красоту. Новую ветротканную Французскую одежду можно назвать губительницею прелестей, юности и вестницей преждевременной смерти.
<…>
Главную мысль о пагубе Французских мод заимствовал я из книги одного благоразумного Французского Писателя. Естьли новыя одежды смертоносны в Париже, где и легкой мороз называют Сибирскою стужею, то что же сии модныя одежды там, где шесть месяцев луга и поля мертвеют под зимним снегом, где шумят бури и вьюги?...
<…>
Тот же Французской писатель, из которого почерпнул я главную мысль о пагубе Французских мод, между прочим говорит: «На одном из Парижских кладбищ с содроганием сердечным читаю сию надпись: Здесь лежит прах Луизы Лефевр: на двадцать третьем году стала она жертвою убийственной моды. Рука нежного и неутешного супруга слова сии начертала».
И в нашем Отечестве сколько матерей, сколько супругов, посещая места, где лежит прах сердцу их драгоценный, могут сказать: Здесь лежат жертвы убийственных Французских мод!...
Россиянки! нежная матерь Отечества, Великая в Царях ЕКАТЕРИНА Вторая, любила Рускую одежду и не редко носила её. Она желала, чтобы, вместо губительных мод, оживотворилась простота сладостной семейственной жизни. Сия Великая Царица-Россиянка, умея и желая каждым своим поступком покорять сердца Руския, на одну вечеринку ко Льву Александровичу Нарышкину приехала в одежде Царицы Наталии Кириловны. Нарышкин, в слезах и в восторге душевном целуя руку Государыни, восклицал: Матушка! Матушка! и за слезами не мог более ничего промолвить. Да и можно ли что-нибудь прибавить к сему сердечному изречению?..
Зліва - зразок паризької моди з часопису "Галатея"  (1830 р.) з фондів НБ КНУТШ. Справа - портрет цариці Наталії Кириловни (Наришкіної), матері Петра І (XVII ст.). 
<…>
Возвратясь хотя не совсем к Руской одежде, по крайней мере приблизясь к той, которая должна быть в России, мы принесем пользу здоровью и отнимем у роскоши силу разорять города и деревни. Есть бедные, есть несчастные; их оживим, их осчастливим!..
<…>
Матери-Россиянки! не отдавая дочерей своих в присмотр Французских наемниц, не расточая домашнего добра на прихоти ненасытной роскоши, украшайте дочерей своих скромностью и добродетелью! Тогда и в простой семейственной одежде будут оне казатся тем, чем были в старину скромныя Россиянки: оне будут Ангелами Божиими и властительницами сердец по праву добродетели.
Любитель семейственного воспитания.
9 октября 1814.
Москва

(Продолжение впредь)     

Немає коментарів:

Дописати коментар